Расход топлива

По статистике словосочетание “Расход топлива” в Яндексе занимает одно из первых мест. И совершенно справедливо, потому что очень многое зависит от этого технического параметра.
В этой статье будет говориться о расходе топлива у грузовиков, о вопросах, связанных с этим понятием. Конечно, сочетание расход топлива наиболее часто встречается в виде ” норма расхода топлива ” для конкретной марки машины.Безусловно, есть утвержденные ” Нормы расхода топлива и смазочных материалов ” , и все о них прекрасно знают. Однако вопросов по этой теме меньше не становится.
Чтобы пояснить, приведем конкретный пример. Автомобиль КАМАЗ 55102 в справочнике по норме потребляет 32 литра топлива на 100 км., а практически, точно такой же КАМАЗ ( по отчету водителя ) потребляет все 38 литров. В чем тут дело?
Подсказка из жизни. Водитель, назовем его Василий, привез чеки с заправок, по которым получалось, что его КАМАЗ потреблял аж 100 литров на 100 километров ( пусть будет красиво, для ровного счета ). Как будто он не мусор возил на свалку, а участвовал в престижной гонке грузовиков ” Париж – Дакар ” в составе знаменитой команды гонщиков ” КАМАЗ мастер “. А там, как мы знаем, ради победы ни топлива не жалеют, ни моторов (про КАМАЗ мастер мы еще расскажем в конце статьи ). И наш герой тоже мотора не жалел – заправлял непонятно чем, чеки, естественно, липовые предоставлял. Понарассказывал историй о том : как стоял в пробках, полдня буксовал сам, а потом знакомого братишку буксировал на ремонт. Не водитель, а писатель Хэменгуэй местного масштаба!

Таких историй очень много и все они касаются расхода топлива. И! обратите внимание! эти истории не такие уж и нелепые. Например, машина в пробке потребляет значительно больше топлива, чем по трассе. Расход на скорости 40 км/час на третьей передаче будет отличаться от расхода на скорости 90 км/час на пятой. Автомобиль с грузом потребляет больше топлива, чем порожний .
Поэтому справочная норма расхода топлива может быть применена строго в определенных условиях, впрочем, это понятно.В справочниках указываются эти условия: пробег по трассе с определенной скоростью, в режиме городского использования, смешанный цикл и т.д.
Что происходит дальше всем понятно: бухгалтерия высчитывает – сколько топлива по норме должна потреблять конкретная машина с определенным общим пробегом в условиях гололеда, снегопада, листопада и т.д. Шутки шутками, но рождается конкретная цифра нормы расхода топлива, и она является утвержденным ориентиром. Главное, что вокруг этой цифры выстраивается порядок, под который нужно подстраиваться. Очень напоминает правила дорожного движения : надо соблюдать и , в первую ради самого себя – своей безопасности. Если правила нарушать, то будет несладко, у каждоко, конечно, по своему.
И тут возникает очень интересный момент. Если рассчитанная норма расхода примерно равна фактическому расходу топлива или, например, меньше, тогда водителю тут ” ловить нечего”, более того, будет ” обсыхать ” на дороге. А вот если эта норма больше реального расхода топлива, тогда можно подумать об экономии. Именно здесь возникает или конфликт интересов или их совпадение.
Появляются вопросы : “Каким образом можно узнать реальный расход топлива на конкретной машине?”, “Можно ли использовать данные по расходу топлива одной машины для того, чтобы оценивать расход топлива у другой – такой же марки?”, “Правомерно ли сравнивать водителей в вопросах экономии топлива?”. Понятно, что эти вопросы могут быть решены, если будет инструмент, которым можно замерить реальный расход топлива автомобиля.

Как известно, расход топлива рассчитывается по простой формуле. Надо измерить израсходованное топливо в литрах, поделить на пройденное расстояние в километрах и умножить на 100. С километрами кажется все понятно, можно по прибору в кабине посмотреть или, в современном варианте, по спутниковому навигатору.
А вот с потраченным топливом тот еще вопрос. Точного прибора расхода топлива нет в автомобиле. Правда конечно, существует несколько, казалось бы, простых способов измерения потраченного топлива. Самый известный : надо залить полный бак, проехать определенныю дистанцию и потом снова долить топливо до полного бака. Какое количество топлива долили, такое и будет потрачено при поездке. Понятно, что это дело хлопотное, не говоря о том, что затратное. Заливать до полного бака в легковой машине и в грузовике, как говорится, две большие разницы.Да при этом, нет уверенности, что доливаемый объем топлива точно известен. В результате, такой способ для автопарка с большим количеством машин применяется редко и желание узнать реальный расход топлива обычно пропадает. А вопросы – то остаются!
Все эти пояснения раскрывают ценность топливомеров ПТ-043, которые позволяют замерить израсходованное топливо без описанных выше проблем; без необходимости долива топлива. При этом замер выполняется буквально за секунды и с высокой точностью ( до 1 литра ).
Специальная методика по замеру расхода топлива для автотмобилей различного назначения позволяет использовать полученные данные для:
– оценки работы оборудования автомобиля,
– оценки качества вождения.
– выполнения мероприятий по контролю топлива.

Практика применения топливомеров ПТ-043 показала, что можно не предполагая и не гадая, замерить расход топлива автомобиля без каких либо сложностей, без установки дорогостоящего оборудования. Конечно, для получения достоверных данных необходимо соблюдать определенные режимы проверки. Например, двигаться по определенной дороге с известной загрузкой и определенной скоростью. Как и предполагалось результат не совпадает с расчетной нормой расхода. Однако, если выполнялась одна и та же работа, например движение по одному маршруту с одинаковой загрузкой и скоростью, то наблюдается близость результатов измерений.

В результате подтверждается, что анализировать результаты и делать конкретные выводы по расходу топлива следует специалисту, который имеет опыт работы и учитывает много дополнительной информации.
При этом следует отметить, что когда в программу проверок намеренно вносились изменения в виде заправок с недоливом топлива ( или сливом топлива ), то эти факты всегда стабильно обнаруживаются.
Это говорит о том, что профилактика возможных нарушений в сфере расходования топлива обходится гораздо дешевле и является более эффективной, чем выявление нарушений, их доказательство, и подсчет понесенных убытков.

И теперь обещанный расказ про “КАМАЗ мастер” Посмотрите это видео.

Мы теперь поняли, какая из систем контроля топлива лучшая на сегодняшний день.
Только если ваше предприятие не планирует отправлять своего водителя Василия на знаменитые гонки грузовиков, то и оборудовать автомобиль также , как это сделано у команды “КАМАЗ мастер” вы вряд ли захотите. Да просто потому, что проще и надежней иметь мерную линейку, которую вы видите в руках участника знаменитой команды.
Правда точность этой линейки судя по ее изображению +/- 20 литров. Такой точности не достаточно для решения задачи контроля топлива, а уж замерять такой линейкой расход топлива просто невозможно.

А топливомеры ПТ-041 или ПТ-043 позволяют замерять расход топлива с точностью 1 литр, без установки дорогого оборудования.

При этом применение топливомеров не постоянно, а даже только в выборочном режиме, приносит заметные и стабильные результаны в области контроля расхода топлива.

И завершим эту статью про расход топлива девизом Топливомер-Сервис: “Бензина много не бывает!”.